Выбираем шкода октавия
Совсем недавно автор этих строк приобрел подержанную Skoda Octavia A7 по весьма выгодной цене. Поэтому данную статью я решил посвятить выбору и покупке этого популярного на сегодняшний день автомобиля. Подробно расскажу, о том, на что обратить внимание, какую комплектацию лучше выбрать, а также с какими подводными камнями может столкнутся потенциальный покупатель. Итак, начнем.

1. Поиск. Хорошие варианты продаются довольно быстро. С этим утверждением поспорить действительно трудно. На самом деле, когда на авито, авто.ру появляются выгодные предложения в действительно хорошем состоянии и по выгодной цене, то их почти сразу же покупают.
Но это не значит, что вы не сможете найти достойный экземпляр. Бывает так, что продавец выставил объявление с некачественными фотографиями, где кажется, что машина не в самом лучшем состоянии. Игнорировать такие предложения не нужно. Стоит созвониться, узнать подробности. Возможно, авто в отличном состоянии, да и ценник продавец готов прилично снизить.
В моем случае так и было. Я увидел объявление и не особо обратил на него внимание, пропустил. Смотрел другие варианты. Затем вернулся к нему после некоторого времени поисков, а когда увидел вживую, то удивился, насколько он отличается в положительную сторону.

Осмотрев автомобиль и найдя в нем некоторые мелкие недочеты, предложил свою сумму на которую владелец не был согласен изначально. Я тоже не торопился покупать и после некоторых переговоров мы пришли к общему знаменателю и после определенных проверок сделка состоялась.
2. Выбор комплектации. У каждого свои потребности и запросы. Я искал именно максимальную комплектацию Elegance или Style с адаптивными ксеноновыми фарами. Машина в среднем исполнении с обычными галогенными фарами у меня уже была. Запомните, Октавии А7 с такими фарами — это максимальная комплектация. Если конечно их не устанавливали самостоятельно. Такие варианты существуют.

При этом, внутри могут различные отличия и опции. Например, в виде дополнительных наворотов с завода могли устанавливать кожаный салон с электроприводом, систему Start/Stop, музыкальную систему Canton, функцию автопарковщика, опциональные литые диски, радиусом R17, R18 и многое другое.

Поэтому важно обращать внимание на комплектацию. Ведь вам может показаться, что одна и та же машина, но цены разные, а особенности скрываются внутри.
Советую выбирать максимальную комплектацию со всевозможными опциями. Когда покупаешь базовую или среднюю версию, то со временем понимаешь, что возможные навороты могли бы радовать больше.
3. Выбор и проверка двигателя, коробки передач. Как известно, в России боятся турбированных моторов и роботизированных трансмиссий. Но чаще всего Octavia продается и покупается именно с ними. Почему, спросите вы? Потому такое сочетание самое оптимальное. Двигатели 1.4 TSI и 1.8 TSI обладают большим ресурсом, проезжают больше 250 000 км пробега без капитального ремонта, имеют отличную тягу и низкий расход топлива. А вот атмосферный мотор 1.6 CVWA 110 л.с., не может похвастаться такой тягой, подъедает масло уже с завода, но зато имеет такой же ресурс.
Оптимальными моторами считаю 1.4 TSI CHPA и CZDA. Первый имеет 140 сил, а второй 150. Они экономичны во всех смыслах. Масло не кушают , а транспортный налог и страховой полис ОСАГО обходятся дешевле, чем у версии с 1.8 TSI (180 л.с.).
Если стоит выбор между 140-сильным и 150-сильным двигателем, то выбирайте второй. Потому что он не только мощнее, но и экономичнее. Двигатель 1.4 TSI 150 л.с., CZDA начали устанавливать летом 2015 года.

Также на рынке можно встретить версии с двигателем 1.2 TSI 105 л.с., (CJZA). Данный агрегат имеет недостаток в виде масложора. На холостых оборотах не прогревается в отличии от 1.4 и 1.8 TSI.
Skoda Octavia 1.2 TSI считается наименее ликвидной, потенциальные покупатели редко обращают на нее внимание, поэтому продавцы снижают цены. Например, такой вариант можно приобрести в пределах 500-550 000 рублей.

Вариант с турбодизельным двигателем 2.0 TDI, мощностью 150 сил и 320 Hm крутящего момента, считается одним из самых надежных и экономичных. К преимуществам можно отнести тот факт, что там установлена роботизированная трансмиссия DSG-6 DQ250, которая отличается большим ресурсом, нежели DSG-7 DQ200 о которой речь пойдет ниже.

Минус дизельных Октавий в том, что на рынке не так много предложений, как хотелось бы, а пробеги перешли рубеж в 100-150 000 км.
Что касается 7-ступенчатого робота DSG DQ200, то надо признать, что это лотерея. Да, можно попасть на замену сцепления, которое обойдется вам в 30 000 рублей, а возможно, что это обойдет вас стороной. Скажу лишь, что с 2014 года начали устанавливать доработанные коробки у которых ресурс сцепления составляет более 100 000 км пробега.

Подчеркну, что ресурс коробки зависит от стиля вождения и условий эксплуатации. Если машина эксплуатировалась преимущественно в большом городе, где постоянные пробки, то и ресурс будет меньше.
Проверить робот DSG достаточно просто. Прокатитесь на машине, почувствуйте, нет ли рывков, пинков, вибраций при переключении передач. Если разгон и переключения плавные и почти незаметны, то проблем нет.
И еще проверьте КПП у специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей концерна VAG. С помощью программ Вася-диагност, либо VCDS можно узнать остаток сцеплений.

4. Проверка кузов на ДТП. Раньше я скептически относился к сервису Автотека, но в этот раз он мне действительно помог. С помощью него я смог отмести плохие варианты. Дело в том, что в базе ГИБДД могут не отражаться ДТП, если они оформлялись по европротоколу, а ремонт производился по КАСКО или за счет собственных средств владельца. А вот в Автотеке расчеты ремонтных работ можно увидеть, даже если они оформлялись по КАСКО и европротоколу.
Здесь также стоит отметить, что реальное положение дел может отличаться от того, что указано в отчете. Например, при составлении ДТП считали большее количество деталей, чем было повреждено на самом деле с целью получить выгоду. А на деле, там могла быть царапина на бампере, который даже не окрашивался.

Поэтому кроме проверки по Автотеке, если конечно там не все ясно, важно осмотреть машину самостоятельно либо с помощью специалиста. Не забываем про толщиномер, тщательно осматриваем все швы и болты.
Конечно же лучше всего купить автомобиль без единого ДТП. Но, что если было незначительное ДТП? Например, перекрашивался бампер, и, при этом, работа сделана качественно. За подобный недочет продавец может сделать значительную скидку.
5. Ходовая часть. У Октавии данный узел достаточно надежный, но все-же имеет смысл загнать на подъемник и дополнительно проверить. Возможно, наступило время заменить тормозные колодки или другие расходники. А это повод поторговаться.

6. Количество владельцев по ПТС. Кто-то ищет машину только с одним владельцем, а для кого-то это не важно. Конечно, чем меньше владельцев вписано в ПТС, тем лучше. Автомобиль с одним-двумя хозяевами гораздо легче продавать, чем с тремя или четырьмя. Но если вариант достойный, ухоженный и без проблем, то этот фактор уже не играет особой роли.
Вместо вывода
Помните поговорку “Кто ищет, тот всегда найдет”. Не стоит отчаиваться, если вы не можете найти нужный вам автомобиль. Ищите дальше, набирайтесь знаний и опыта в плане выбора и покупки подержанных авто. Если же не хочется тратить время, то можно обратиться к специалистам автоподбора, которые за определенную сумму найдут подходящий вариант. А еще лучше купить абсолютно новый автомобиль. Правда, там уже совсем другой ценник.
Автомобили Skoda, будучи более привлекательной альтернативой родственным «Фольксвагенам», довольно популярны в России. На протяжении многих лет абсолютным бестселлером в линейке чешского бренда была Octavia. Но после выхода более доступного и компактного «Рапида» в 2014 году модель «гольф-класса» уступила ему лидерство. При этом она стала самой продаваемой в своём сегменте. Этому, в том числе, поспособствовала смена поколений, случившаяся у «Октавии» в конце 2012-го.
А ещё запуск её российского производства в 2013-м в Нижнем Новгороде. Благодаря высокому спросу на «Октавии» у таксопарков и прочих корпоративных клиентов спустя шесть лет продаж новых машин в нашей стране вторичный рынок изобилует предложениями по этой модели. Да и случившийся в 2017 году рестайлинг с появлением спорной «четырёхглазой» головной оптикой «а-ля Mercedes E-Class» сделал дореформенные пятидверки ещё более привлекательной покупкой.
Предыстория
Octavia третьего поколения под заводским индексом 5Е также известная, как А7, дебютировала у себя на родине в Чехии в декабре 2012 года. А в продажу, в том числе и в России, поступила в 2013-м. Новый автомобиль заметно укрупнился, но стал легче по сравнению с предшественником. Он построен на модульной «фольксвагеновской» платформе MQB. Она же лежит в основе многих моделей немецкого автоконцерна: «третьих» A3 и ТТ, Golf7, TiguanII, Teramont, Leon, Superb и Kodiaq. Как и два прошлых поколения «Октавии», новое предложили клиентам с двумя типами кузова: лифтбек и универсал.
С обоими модель также выпускалась в «заряженной» RS-версии, а с последним ещё и как псевдокроссовер Scout с полным приводом и защитным пластиковым обвесом. Кстати, все «Скауты» вместе с обычными универсалами Octavia, а также полноприводными лифтбеками импортируются к нам из Чехии. В Нижнем Новгороде модель производится только с кузовом лифтбек и передним приводом. Изначально Octavia III была доступна только с несколькими бензиновыми «турбочетвёрками» и одним турбодизелем в сочетании с МКП или с DSG.В 2017 году модель обновили.
Из моторной линейки исчез дизель, а младший бензиновый наддувный агрегат 1.2 заменили российским атмосферником 1.6, как у седана Polo. С этим двигателем у модели появился классический 6-ступенчатый автомат. Среди прочих изменений: расширенная на 2-3 см задняя колея и увеличившийся список оснащения. Однако куда более заметным и обсуждаемым новшеством стала «четырёхглазая» головная оптика с резделёнными блок-фарами. Далеко не все поняли и оценили оригинальность этого стилистического решения от Йозефа Кабаня, теперь уже бывшего главного дизайнера «Шкоды», перешедшего в BMW.
«Вторичка»
«Третья» Octavia на вторичном рынке в основном представлена лифтбеками (95%). Подержанные универсалы (Combi) на их фоне – редкость, как животные из «Красной книги» (5%). В большинстве объявлений фигурируют машины с передним приводом (91%). Полноприводных чешской сборки немногим больше, чем универсалов (9%). Нишевых RS-версий, как и приподнятых «Скаутов», с пробегом почти не найти (в сумме менее 3%). Треть выставленных на продажу «Октавий» А7 с пробегом оснащены турбомотором 1.4TSI(35%).
Машин с более мощной наддувной «четвёркой» 1.8 TSI (24%), как и с атмосферником 1.6 MPI (21%), примерно поровну. Двигатель 1.2 TSI (17%), доступный на дореформенных авто, попадается чуть реже. А вот самый мощный 2.0 TSI (1.4%) на «Эр Эсках», как и дизель 2.0 TDI (1.6%), почти не представлены на «вторичке». Большинство «Октавий» с пробегом предлагаются с 6- и 7-ступенчатыми DSG (59%). Вторая по популярности трансмиссия – МКП (28%). Автомат на «Октавиях» встречается вдвое реже механики (13%).
О кузове
Возраст «Октавий» этого поколения ещё слишком мал, чтобы их владельцам приходилось озадачиваться борьбой с коррозией кузова. Ведь самым первым экземплярам, выпущенным в 2013 году, только исполнилось по 5 лет. Да и металл Octavia A7 оцинкован, как у предшественницы. Поэтому следы «рыжей чумы» на автомобиле стоит расценивать не иначе как первый признак аварийного прошлого и некачественного ремонта автомобиля. Впрочем, даже не попадавшая в ДТП машина может выглядеть непрезентабельно из-за слишком «нежного» лакокрасочного покрытия, которое часто ругают владельцы этой модели.
«Мягкая» краска «Октавии» легко царапается, и от попадания даже мельчайших камушков на ней остаются заметные сколы. Машины европейской сборки не панацея – у них может облезать лак на капоте, крыльях и крыше. Нередко из-за пескоструя ЛКП отлетает кусками на колёсных арках, а в проёмах протирается дверными уплотнителями. Пороги, как и днище, обязательны к тщательному осмотру. Первые легко замять и ободрать из-за небольшого клиренса, который в разных модификациях этой «Шкоды» варьируется от 153 до 171 мм. А второй может получить повреждения даже в ходе поездок по грунтовке на дачу.
С пристрастием следует осмотреть и лобовое стекло, к которому у владельцев машин третьего поколения тоже есть претензии. Оно плохо противостоит летящим из-под колёс камням, покрываясь маленькими «оспинками». Некоторые из них внезапно становятся трещинами и из-за перепадов температур расползаются по поверхности, ухудшая обзор. А ведь новое стоит минимум 10 000 рублей. За стекло с обогревом придётся выложить уже 17 500 рублей. Также сколы остаются и на головной оптике по 9300 рублей за блок-фару на дореформенных машинах и по 13 000 рублей – за двойную на обновлённых.
О двигателях
До рестайлинга Octavia А7 предлагалась с рядными «турбочетвёрками»: 1.2 TSI (CJZA), 1.4 TSI (CHPA), 1.8 TSI (CJSA), 2.0TSI (CHHB) и 2.0 TDI (CRVC, CKFC). После обновления из линейки исчез доступный лишь в дорогих комплектациях и потому непопулярный у нас дизель, 1.2 TSI был заменён на атмосферник 1.6 MPI (CWVA), а моторы 1.4 TSI и 2.0 TSI стали на 10 сил мощнее. Приводом ГРМ с надёжной цепью за 5500 рублей могут похвастать только машины с 1.8 TSI и 2.0TSI. Впрочем, и у младших 1.2 TSI, 1.4 TSI и 1.6 MPI срок службы ремня ГРМ за 4500 рублей за счёт кевларового основания увеличенный — 120 000 км.
К числу моторов-долгожителей Octavia A7 стоит отнести редко встречающийся «фольксвагеновский» турбодизель. Он способен пройти до капремонта не меньше 500 000 км, а то и все 650 000 км. Но экономии от такого двигателя ждать не стоит. Ведь качественное дизтопливо, без которого жизнь мотора будет не такой уж беспроблемной, по цене сравнимо с бензином. Регулярные ТО со сменой масла ему положены вдвое чаще, чем «турбочетвёркам» TSI – через 7500 км. А при том, что дизельные машины ещё и стоят дороже бензиновых, реальной выгоды от него при небольших пробегах попросту нет.
Хорошо проявили себя под капотом «Октавии» III турбомоторы 1.4 TSIи 1.8TSI. Первый — из новой серии ЕА211. Он стал совершеннее и надёжнее предшественника. Если менять масло каждые 15 000 км, то до 100 000 км он вряд ли побеспокоит чем-либо серьёзным, кроме загрязняющегося и закисающего регулятора давления наддува за 15 500 рублей. Из-за него дилеры обычно меняют весь турбокомпрессор за 96 800 рублей. Мотор 1.8 TSI из серии ЕА888 третьего поколения в ходе модернизации ещё в 2014 году практически победил «масложор». Его слабые места – растягивающаяся к 120 000 км цепь ГРМ и засоряющиеся клапана фазовращателя, из-за которых прогретая «турбочетвёрка» тарахтит, как дизель.
Octavia А7 с 1.6 MPI — не лучший выбор. Атмосферник слабоват для такой машины и устроит только очень спокойного водителя. Плюс высок риск купить с ним бывшее такси. Ну и не так уж он безупречен. К 50 000 км может озадачить залеганием поршневых колец, на что укажет повышенный расход масла. А ещё другими проблемами, известными владельцам седанов Polo и «Рапидов». «Масложором» по тем же причинам страдает и моторчик 1.2 TSI, ресурс которого – порядка 250 000 км. От редкого 2.0 TSI на «Эр Эсках» можно ожидать того же, что и от родственного, по сути, 1.8 TSI, только чаще по причине более высоких нагрузок.
О КПП
Несмотря на многократную модернизацию 7-ступенчатой DSG DQ200 с «сухими» сцеплениями, такой «робот», как и его более живучий «мокрый» 6-ступенчатый «брат» DQ250 на полноприводных и дизельных «Октавиях», — по-прежнему самые нежелательные варианты для «Шкоды» с пробегом. С одной стороны срок службы мехатроника за 92 300 рублей, а также сцеплений за 38 900 рублей, у этих коробок увеличился вдвое-втрое – до 100 000 — 140 000 км. А с другой – залитое на весь срок службы КПП масло вкупе с перегревами коробки по-прежнему могут преподнести дорогостоящий неприятный сюрприз владельцу машины уже на 50 000 км.
К 6-диапазонному автомату Aisin у Octavia A7, как и у машины прошлого поколения, претензий не так много. Наибольшее их число связано с перегревом АКП у любителей уезжать со светофора первыми, а также переоценивших возможности атмосферника 1.6 и пытающихся добиться от него несвойственной такому мотору прыти. Загрязнение масла продуктами износа коробки передач могут потребовать ремонта или замены гидроблока за 103 000 рублей. Симптомы неисправной АКП такие же, как у всех автоматов – рывки, пинки и задумчивость при переключениях.
На фоне автоматизированных коробок передач 5- и 6-ступенчатые МКП у «третьей» Octavia выглядят куда надёжнее. Сцепление механики за 15 200 рублей запросто выхаживает до 150 000 км. Из типичных неисправностей МКП наиболее известны: износ шестерни пятой передачи за 8700 рублей, неисправность механизма переключения за 13 500 рублей, затрудняющего или не дающего включить нужную ступень, а также износ подшипников валов от 900 рублей. О необходимости замены последних владелец узнает по характерному шуму и гулу во время работы трансмиссии.
Остальное
Подвеска «Октавии» этого поколения до пробега 150 000 км не доставит больших хлопот. Спереди здесь стойки McPherson, а сзади многорычажка у машин с мотором 1.8 или более долговечная полузависимая Н-образная балка у всех остальных версий. Стуки в задней подвеске, возникающие к 70 000 км, могут обернуться заменой амортизаторов от 5000 рублей. Спереди в первую очередь изнашиваются стойки стабилизатора по 1500 рублей и втулки. А ещё опорные подшипники по 900 рублей. Претензий к рулевому управлению, тормозам и муфте Haldex на полноприводных «Октавиях» в таком возрасте, как правило, ещё нет.
Почём?
Из-за того, что «третья» Octavia активно используется в такси и в корпоративных парках, разброс цен на это поколение модели огромен. Можно найти вполне приличный с виду, но уже «уставший» от тяжёлой жизни лифтбек из таксомотора с пробегом от 250 000 до 400 000 км всего за 400 000 рублей. За редко встречающиеся универсалы просят на 50 000 — 100 000 рублей больше. Машина с дизелем обойдётся минимум в 800 000 рублей. «Эр Эски» и «Скауты» вряд ли найдёте дешевле миллиона. Цены на обновлённые «Октавии» стартуют с 850 000 рублей, а самые свежие экземпляры с пробегом 5000-15 000 км оцениваются максимум в 1 400 000 рублей.
Наш выбор
Как и предшественница, Octavia А7 с пробегом – отличная покупка с любым типом кузова. Но лифтбек при прочих равных обойдётся дешевле универсала, да и выбор их на вторичном рынке больше. Не стоит рассматривать подержанную «Шкоду» с «роботом» DSG– это лотерея, даже если у машины ещё действует заводская гарантия. Последняя, кстати, на «Октавиях» выпущенных до 31 декабря 2013 года составляла 5 лет, а на более поздних – 2 года независимо от типа КПП.
Вполне надёжный классический автомат Aisin хорош, но он доступен только с другом всех таксистов – самым слабым и не самым удачным атмосферником 1.6 MPI. Так что оптимальным по характеристикам и надёжности для такой машины будет тандем механики с «турбочетвёрками» 1.4 TSIи 1.8 TSI. Найти достойные экземпляры с пробегом до 100 000 км можно от 600 000 рублей. При этом стоит избегать автомобилей, у которых в ПТС среди владельцев фигурируют юридические лица.
А также сторонитесь «Октавий» в самых простых версиях и особенно с «бесплатным» белым цветом кузова, которые в основном используются в такси. Конечно же, таксомоторы закупают автомобили и других цветов, но белые всё же чаще. Реальное состояние и пробег таких машин вряд ли будут соответствовать заявленному. К тому же бывшая «рабочая лошадка» могла не раз попадать в ДТП. А значит коррозия на её кузове, скорее всего, появится раньше. Да и в сервис она может попроситься раньше из-за износа или поломок.
